Лея (leechka_haifa) wrote,
Лея
leechka_haifa

проблема государственно-религиозных школ - следствие проблем в системе образования и в обществе

Статья  (спасибо, ITZIK_ROYTMAN  )утверждает, что система государственно- религиозных школ, сокращая изучение "светских" предметов, "ответственна  за умножение невежества, как в области Торы, так и в области общего образования ("дерех эрец").
Это является предательством по отношении к той цели, ради которой создавалась эта система.  - Она вырастила интеллектуальную элиту людей Торы, культуры, науки и действия во всех областях деятельности. Выпускники этой системы были вовлечены во все сферы жизни страны Израиля, и не были «сектором».  - Центральная идея была, что образованный религиозный человек должен знать все, что знает образованный светский человек, и плюс к тому устанавливать время для изучения Торы, знать письменную и устную Тору, вместе с образом жизни, верным Шулхан Аруху.

Мое мнение, что "сругим", являясь открытыми окружающими их "светскому" миру переняли и многие его проблемы и болезни. Укорять их за то, что они не выпускают "широко образованных людей" было бы справедливо, если бы государственные школы (большинство!) выпускали бы подобных людей. Реально израильские школы (к моему глубочайшему сожалению) выпускают именно учеников с "минимумом в области литературы, истории, философии и науки." Мне довелось беседовать с выпускниками и государственных и частных школ (Реали); их "понимание историй Танаха и проблем, которые они поднимают" можно цитировать в рубрике "нарочно не придумаешь". Уж не говорю, что во многих школах изучается не Танах, а Библейская Критика, и ученики выходят с ясным пониманием: "Танахе есть только мифы (подобные греческим)". Утверждать, что государственные школы дают, какую бы то ни было, "философскую базу" (позволяющую понять Коэлет или Канта); что они способны "состязаться с вопросами, которые поднимает Иван Карамазов Достоевского" это даже не смешно.
 
Я могу согласиться, что "Интеллектуальные основы, в которых человек нуждается, это, прежде всего, две вещи: 1. способность критического мышления;  2. способность понять другого". Однако, покажите мне израильтян, способных на это. И я не говорю о выпускниках школ ("светских" или "гос. религиозных"); но сколько их родителей и учителей обладают данными способностями? Вся израильская действительность "отбивает" это. И политические движения, и широкие СМИ, обращающиеся к худшим инстинктам человека, и элитарные СМИ (как "Гаарец - газета для мыслящих людей"), и наши "ветреные люди" (аншей руах) подавляют и способность критически мыслить, и способность понять другого.   Обвинять гос. религиозные школы в том, что они "не воспитывают элиту" бессмысленно. Детей воспитывают или родители или учителя. И если ни те, ни другие не обладают ни "элитарностью", ни способностью критического мышления, ни "способностью понять другого" откуда это возьмется у учеников? Допустим, с родителей спрос невелик, но что с учителями! Покажите мне гуманитарные университеты, где у студентов воспитывают "способность критического мышления" - только по отношению к Танаху! но никак не по отношению к основным доктринам, излагаемыми лекторами. Где люди с гуманитарной степенью, способные понять "другого", если "другой" - это не "бедный араб", а поселенец или ортодокс?

Кроме того, могу добавить и проблему уменьшения престижа учителя. Как и в "светском" секторе, так и у "сругим", как правило, в учителя идут те, кто не может достичь большего и лучшего (программист, адвокат, врач, экономист, ...), а потому и уровень образования снижается. 
Тут не до воспитания широты мышления учеников! и, даже, не до системного подхода к изучению предмета - предмет представляет собой множество несвязанных друг с другом правил и фактов (не важно, это математика, Танах или история)! тут, хотя бы, подготовить учеников к  сдаче экзаменов :(
Все сказанное абсолютно не связано с количеством часов, затраченных на изучение нерелигиозных предметов.
Обвинять гос. религиозные школы (равно как и государственные) в отсутствии "элитарности" и широты мышления это то же самое, что обвинять кошек, что у них рождаются котята, а не львы.

Естественно, у любой системы образования есть недостатки. Однако, цель данной статьи - не обсуждение проблем в системе гос. религиозных школ. Она занимается демагогией - 
(в том самом греческом смысле - навесить лапшу на уши народу, чтобы повести его куда угодно). 
И с подобной демагогией следует бороться показав, что приводимая им причина - сокращение часов изучения общеобразовательных предметов - не приводит к следствию - отсутствию широты кругозора у выпускников гос. религиозных школ. Поскольку данный эффект - отсутствие широты кругозора - характерен для всей государственной системы образования (как части общества).

О целях же подобной демагогии я не хочу писать и лучше промолчу (вдруг я думаю об авторах слишком плохо).


Subscribe

  • Синий Волк

    Жил-был Волшебник. Жил он в маленьком домике посреди леса. Как-то ночью он никак не мог уснуть. В небе светила полная луна и совсем рядом с его домом…

  • ЖЕЛТЫЙ ВОЛК

    Жил-был волк, который любил смотреть телевизор. Как-то раз он увидел фильм про древний Китай. В Китае самым главным был Император. Он был самым…

  • Трое мужчин зарегистрировали брак в Колумбии

    Предвижу, скоро будет снят фильм: "Трое в лодке не считая собаки" - о комических и драматических приключениях семьи, состоящих из троих мужчин и их…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments